В начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора, Церковь установила праздновать «Собор» (т. е. совокупность) святых ангелов 8 ноября, в девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год). Это соответствует числу 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на день Страшного Суда, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней (семь дней недели), наступит «день осмый», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными ангелами – семь. К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
Архангел Михаил — первый из верховных ангелов. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Имя Михаил на еврейском значит «Кто, как Бог», что следует понимать, однако, в значении «никто не равен Богу». Архангел Михаил — главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Церковь почитает его как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов:

И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 7-9).